С.М.Машевская
В огромном неисчерпаемом наследии Яна Амоса Коменского для нас представляет особенный интерес тема, связанная с применением в его педагогической системе школьного театра.
Школьный театр не был изобретением Коменского. В XV-XVII вв. в западной Европе под влиянием идей возрождения античной культуры в университетах учёные-гуманисты Италии, Англии, Германии, Испании
изучали со своими студентами пьесы драматургов римской античности Плавта и Теренция и ставили их на сцене (2, с.156), (1, с.484), (9, с.556), (10, с.280). Пьесы нужны были не только ради изучения
классиков, но и для совершенствования в латыни и в ораторском искусстве. Среди схоластических методов обучения, основанных на зубрёжке, театр как метод дидактики заметно выделялся. С XVI века
школьный театр прочно утвердился в педагогической системе иезуитов как средство обучения латинскому языку, риторике, поэтике, как средство воспитания в духе католицизма. В педагогической практике
протестантских педагогов XVI в. театр так же представлен: его применяли, например, в своей деятельности Йоган Штурм и Филипп Меланхтон.
Какое место отводил театру Ян Амос Коменский в своей педагогической системе? Каким был школьный театр великого дидакта?
Роль театра в методической системе воспитания и обучения Коменского не была главной, но, безусловно, была значимой, ключевой. Об этом красноречиво свидетельствует сам учёный. Описывая в
«Автобиографии» опыт педагогической деятельности в Шарош-Патаке, в частности, он упоминает о возникших разногласиях с ректором школы Толнаем, которые касались невозможности полностью воплотить в
жизнь «метод», в том числе, и такую его часть как театральные представления. Коменский «с самого начала советовал, чтобы были введены какие-нибудь театральные представления, имея определённый
опыт, что это самое эффективное средство для изгнания душевной вялости и для возбуждения живости» (3, с.64-65), но этому всячески препятствовали. Когда же конфликт был улажен, и педагогу была
предоставлена свобода действий по применению метода, то Коменский реализует его в постановке спектакля на материале первых 20 глав «Двери». Триумф постановки Коменский расценивает как торжество
всего «метода». Он пишет об этом в конце жизни с нескрываемой гордостью, приводя отзывы господ схолархов, присутствовавших на премьере: «Признаемся, Коменский, что мы до сих пор не знали, сколько
тайн содержит твоя книга «Дверь языков» и сколько пользы приносит она юношеству; ныне же мы были очевидцами этого»; «Радуйтесь и вы, братья, что вам довелось видеть собственными глазами, каким
способом вы сможете впоследствии, умело руководя, воспитывать с наибольшим успехом вверенное вам юношество» (Там же с.66). Безусловно, спектакль не только продемонстрировал метод обучения, но и
стал яркой впечатляющей презентацией содержания обучения.
Постановка эта положила начало сборнику пьес «Школа-игра».[1] «Школа-игра» представляет собой драматическое переложение содержания «Открытой двери языков». Она даёт нам представление о том, на
каком материале разыгрывались пьесы, как строит диалоги автор, какие действующие лица введены в пьесы дополнительно в сравнении с материалом «Двери», о языке драматурга. Например: обрабатывание
полей (Часть III, действие 2, явление 2) подаётся в виде отчёта о работе пахаря с погонщиком, жнецов, молотильщиков и счетовода перед королём (7, с.222-224). Короткая сценка, написанная живым
языком, предполагает активное действие в простых и в то же время интригующих предлагаемых обстоятельствах. Образы персонажей, одновременно такие разноплановые и знакомые актёрам-школьникам
позволяют играть их естественно и выразительно. Ремарки авторы указывают на обязательное применение реквизита: персонажи появляются в королевском замке со своими орудиями труда, что в свою
очередь является не только театральным, но и дидактическим приёмом.
Театральные представления не являются по замыслу Коменского разовыми мероприятиями. Среди «законов хорошо организованной школы» сформулированы им и «законы о театральных представлениях»,
сообразно которым, предполагалось, «чтобы каждый класс ежегодно четыре раза выставлял своих учеников на подмостки театра»; «чтобы, распределённое по различным ролям, было представлено всё,
пройденное в течение триместра»; «чтобы самые торжественные представления давались в конце года, перед переводом из класса в класс» (5, с.140). В работе «Пансофическая школа» Коменский подробно
останавливается на содержании драматизаций и их форме во всех семи классах от подготовительного до богословского (6, с. 75, 77, 78, 80, 83, 85, 88).
Идея оформления в форме пьесы и постановки на сцене всего учебного материала позволяет выделить театр Коменского как отличный от театра иезуитов, где тематика школьного театра была исключительно
религиозного характера. Естественно, что материал «Преддверия», «Двери», «Зала», предполагаемых к постановкам в первых трёх классах, диктовал и совершенно особый жанр драматургии, отличный от
распространённых в иезуитской школе жанров моралите и миракль. Хотя, несомненно, в содержание спектаклей в философском, логическом, политическом и богословском классах должно было воплотиться с
этих ведущих жанрах эпохи. Например, в логическом классе Коменский предлагает построить представление на основе состязания триединого искусства Грамматики, Логики и Метафизики, что соответствует
моралите. «Сперва борьба из-за первенства, а затем их мирное соглашение – мудро управлять всем в царстве Мудрости – и их поцелуй. Эта драма, в которой пятьдесят человек участвующих, представляет
много привлекательного. Кроме того, она проливает свет на то, как правильнее понимать самые основы искусства речи, рассуждения и действия» (Там же, с.83). А вот постановка о Соломоне в
политическом классе явно тяготеет к жанру миракля: «Соломон – благочестивый, мудрый, богатый и славный, а затем заблуждающийся, нарушитель закона, привлечённый к наказанию и снова образумившийся»
(Там же с. 85).
Рекомендуя к постановке сценическую обработку учебных курсов, Коменский решал важнейшую задачу: тщательного подбора материала для пьес, «устраняя посторонние истории», могущие повредить процессу
воспитания (Там же с.71).
Доказывая желательность драматических представлений, Коменский приводит несколько аргументов. «Прежде всего – считает он – этими публичными представлениями на сцене перед зрителями можно
развивать остроту человеческого ума более мощно, нежели какими бы то ни было наставлениями или всей силой дисциплины» (Там же с.70). В данном случае речь идёт о влиянии театрального действия на
зрителей. Коменский отмечает облегчение процесса «усвоения памятью» при помощи театра: « …вещи… легче запечатлеваются в ней, если они таким образом, представляются в живой форме, нежели их только
слышат и читают» (Там же с.70). Как достойные основания для того, чтобы вводить в школах театр, Коменским выделяются: возможность публичного поощрения или порицания учеников; возможность для
учителей, организующих представления, продемонстрировать усердие в работе; предоставление родителям радости за своих преуспевающих чад; выявление наиболее талантливых детей и определения их
специфических способностей, в том числе и у бедных детей.
Но главной целью драматических представлений является, по мысли педагога, подготовка детей к тому, чтобы «благопристойно выполнять всякую роль и во всём вести себя непринуждённо». Исходя из
распространённого в ту эпоху положения, что, «то, что происходит в жизни общественной, само по себе носит характер зрелища» (Там же с.88), Коменский пишет, что «тех, кого в скором времени надо
будет послать в общественную жизнь, следует приучать к тому, чтобы они умели прилично держаться в обществе и искусно подчинять себе выпадающие им на долю обязанности» (Там же с.88). Так как
жизнь, тех юношей, кто предназначается для церкви, государства и школы «должна быть посвящена беседам и действиям», театр – это естественное и эффективное педагогическое средство: «посредством
примера и подражания юноши кратким и приятным путём приучаются наблюдать в вещах различные стороны, сразу отвечать на различные вопросы, искусно владеть мимикой, держать лицо, руки и всё тело
сообразно с обстановкой, управлять своим голосом, изменять его» (Там же с.70).
Театр Коменского задуман как педагогическое средство могущее приносить «более, чем один результат» (4, с.378). Полифункциональность театра, конечно, заложена уже в самом этом искусстве. Но
Коменскому удалось усилить дидактическую функцию без ущерба для эстетической. В первую очередь, это произошло благодаря его литературному таланту, и удивительному качеству учебного материала,
который, отражая настоящую жизнь, легко трансформировался в пьесы. Не менее важна, вызывающая у нас особенный интерес, взаимосвязь театра и игры. Не случайно книга пьес названа Коменским
«Школа-игра»! «Весь мой метод – пишет Коменский – направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в забаву» (3. с.64). Путь к актёрскому воплощению образа лежит через подражание,
которое лучше всего осуществляется в игре, и не только на сцене, но и во время урока. «На уроках можно играть в ремесленника, в купца, в садовника. Итак, представьте себе, что класс – это
кузница, кругом инструменты, плуги, мотыги, тележные решётки, молодой «плотник» и молодой «кузнец» доказывают друг другу преимущества и особенности своего ремесла» – пишет исследователь жизни и
творчества Коменского Милош Кратохвил. (8, с.64-65). Для нас нет сомнения в том, что в основе школьного театра Коменского лежит сюжетно-ролевая игра, а не актёрский тренинг, или отбор только
творчески одарённых детей. В постановках принимали участие сразу около 50 учеников! И среди них были те, кто «прежде едва могли выдержать взгляд взрослого и ничего не могли сказать без заикания»
(3, с.66). Большого количества репетиций система драматических представлений так же не предполагала. Театр-игра, школа-игра – это один из секретов неувядающей педагогической привлекательности
метода Коменского.
Система применения театра как педагогического средства, созданная Яном Амосом Коменским, чрезвычайно интересна и актуальна для современного образования. Одним из удачнейших примеров развития этих
идей Коменского в XX веке, на наш взгляд, является использование театра в вальдорфской педагогике.
Мы также пытаемся использовать театральную деятельность дошкольников и младших школьников в процессе обучения. Следуя идее Коменского обучать риторике уже на этапе материнской школы, мы начинаем
пропедевтичекий курс риторики с трёхлетнего возраста, применяя при этом принцип природосообразности. В соответствии с психофизическими особенностями детей младшего возраста, их желанием
действовать, слабо развитым аналитическим мышлением, ситуативностью и диалогичностью их речи, мы пошли путём развития художественно-игровой деятельности через обогащение театральным искусством
сюжетно-ролевой игры. Опорой для этого служит, в первую очередь, ярко проявляющаяся в каждом ребёнке ранняя способность к драматическому переживанию, к продуктивному, естественному и оправданному
действию. А именно действие и есть то своеобразное выразительное средство театрального искусства, которое делает его театром. В организации игры-драматизации мы также опираемся на современную
теорию театрального искусства, в частности, на этюдный метод работы над спектаклем, предложенный К.С.Станиславским.
Продолжая традиции Яна Амоса Коменского, используя так любимое им средство – театр-игру – мы стараемся сделать так, чтобы можно было довести наших учеников «до вершин наук без трудности, скуки,
окриков…, а как бы играя и шутя» (4, с.243).
Опираясь на деятельностный подход, повторяем вслед за Коменским: «деятельности мы учимся путём деятельности исполнения различных действий именно в то время, когда мы их исполняем» (6, с.68).
Риторике общения необходимо учиться в процессе самого общения, поэтому ключевой особенностью методики игры-драматизации является то, что она позволяет придать деятельности театральной характер
речевой деятельности. Метод речевой импровизации, основанный на естественном и оправданном действии в предлагаемых обстоятельствах, соответствует психолингвистическому подходу к развитию речи
детей, охватывает весь процесс порождения высказывания. Решая актёрскую задачу, ребёнок «рождает» текст реплики в момент игры, что позволяет ему развивать речь, а не только память. Развивается
при этом и стилистическое чутьё – ведь реплика должна соответствовать не только ситуации, но и стилю сказки и особенностям речи персонажа. Это выполнимо, т.к. проигрываемый эпизод невелик по
размеру, а актёрские задачи, сформулированные педагогом, чёткие и ясные. Возможность импровизации позволяет сохранить естественность поведения, не даёт возникнуть страху неправильно
произнесённого текста. Импровизация – один из приёмов сохранения игры. К тому же она развивает внимание к речи партнёра, умение реагировать на услышанную, а не на ожидаемую реплику. Всё это
отвечает задачам обучения риторике общения.
Процесс игры-драматизации по сказке имеет и другую принципиальную особенность. Важно то, что мы никогда не занимаемся распределением ролей. Осваивая сказку, эпизод за эпизодом, мы позволяем всем
детям сыграть в каждом эпизоде все роли. Таким образом, технология игры-драматизации позволяет каждому ребёнку, даже самому слабому, сыграть все роли в сказке. И испытать удовольствие оттого, что
и у него тоже получилось! Следуя завету Коменского, мы учим всех всему, если применить этот принцип к отдельному классному коллективу.
Развитию памяти Коменский придавал огромное значение и указывал, как мы уже упоминали, на плодотворное влияние театральных представлений на процесс запоминания. Наши исследования подтверждают,
что пересказ текста, проигранного в игре-драматизации, получается у дошкольников с удивительной лёгкостью и с высокой степенью мотивации к этой учебной деятельности. Материал, когда-то
проигранный детьми, сохраняется в памяти годами в вербальной, кинетической и эмоциональной памяти. Значительно повышается мотивация к занятиям риторикой, когда в программе основным средством
развития коммуникативно-риторических умений является театр. Мы пробуем создавать вместе с детьми и дидактические пьесы для изучения истории, и инсценировать их. Использование театральной
деятельности принесёт свои плоды в изучении любого школьного курса.
Исследование творческого метода применения театра в школе, предложенного Коменским, незаслуженно обойдено вниманием отечественных учёных. Театр-игра на уроке и вне него – абсолютно современное,
природосообразное, культуросообразное и гуманистическое средство. Для того, чтобы сделать театр процветающим в нашем образовании, необходимо поучиться у Коменского: проанализировать методику
перевода учебного прозаического текста в драматургический, исследовать технологию самой театральной деятельности. Безусловно, Ян Амос Коменский и его эпоха, глубоко пропитанная идеями театра,
может раскрыть нам множество интереснейших путей в педагогике.
Список использованной литературы:
1.Аникст А.А. Английский театр эпохи возникновения буржуазных
отношений // История западноевропейского театра / Под общ. ред.
С.С.Мокульского, в 8 т. − Т.1. – М.: Искусство, 1956.
2.Бояджиев Г.Н., Дживелегов А.К. Театр эпохи возникновения
буржуазных отношений // История западноевропейского театра, в 8 т.
Т.1. − М.: Искусство, 1956.
3. Коменский Я.А. Автобиография // Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.: Просвещение, 1982.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.: Просвещение, 1982.
5. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Избранные
педагогические сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.
6. Коменский Я.А. Пансофическая школа // Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.
7. Коменский Я.А. Фрагменты из учебника «Школа-игра» // Избранные
педагогические сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.
Кратохвил М. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: Посвещение, 1991.
Мокульский С.С. Французский театр эпохи становления буржуазных отношений // История западноевропейского театра, в 8 т. / Под общей редакцией С.С.Мокульского. – Т.1 – М.: Искусство, 1956.
Узин В.С. Испанский театр эпохи возникновения буржуазных
отношений // История западноевропейского театра / Под общ. ред.
С.С.Мокульского, в 8 т. – Т.1.– М.: Искусство, 1956.